Также и с сахаром. Приём сладких фруктов стал сопровождаться выбросом в кровь эндорфинов, которых особо романтические персоны стали называть «гормонами счастья», хотя были эти эндорфины самыми обычными наркотиками, весьма схожими с опиоидами. И вот так природа подсадила нас на сладенькое, сделала наркоманами. И всё бы ничего: жили бы влюблённые в сладкое обезьяны сотни тысяч лет и ещё б столько прожили, но стали они людьми, то есть существами неразумными. А неразумные не знают меры.
И вот итог: сахар стал потребляться в огромных количествах, многократно превышающих физиологические потребности человека. Он стал вездесущ, как дух святой: встаньте у магазинной полки и читайте состав продуктов на этикетках. Майонез, соус, кетчуп, напитки (а их — море), хлеб, сублимированные супы, консервированные овощи — везде есть сахар. И даже если плюнешь в соль, то всё равно попадёшь в сахар: соленые огурцы тоже его содержат!
Та самая обезьяна, которая первая почувствовала тягу к сладкому, прыгала по деревьям, убегала от хищников и на кулаках выясняла отношения в стае, тем самым подчистую сжигая полученную от сладких плодов энергию. А вот наш современник, по-прежнему влюблённый в сладкое, преимущественно работает головой и покоится на заднем месте. Итог — глобальное ожирение, рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и пандемия диабета.
И всё, казалось, легко можно исправить. Просто сократить потребление сладкого, а то и вовсе от него отказаться. Ага, щааас… Вы сами-то это пробовали? Я ж сказал уже: эндорфины — это опиаты, и любая попытка слезть с этой сладкой иглы карается наркотической ломкой. Депрессия, повышенная утомляемость, нервозность и дикая тяга (прям «хочу — не могу») к сладенькому… А потом — неизбежный срыв, презрение к себе за слабоволие и опять депрессия, которая заедается конфетами и тортиками.
Теперь скажу главное, ради чего и пишу эти заметки. Не надо отказываться от сладкого. Да-да, именно так. Нужно отказаться от сахара (совсем отказаться все равно не получится — он вас везде найдёт), а не от сладкого. Запомните: сахар — это всегда сладкое, но сладкое — это не всегда сахар. И значит, есть выход из этой ранее казавшейся безвыходной ситуации: нужно заменить сахар чем-нибудь сладким, но без сахарной калорийности.
Нужно сказать, что первая попытка избавиться таким образом от сахара была неудачной. Люди изобрели массу новых молекул, которые вроде бы и обладали сладостью… но все-таки не пришлись по вкусу привередливому человечеству. Одни заменители отдавали горечью, другие несли металлический привкус, третьи вовсе оказались небезопасны для здоровья. Но люди не были б людьми, если б не добивались своих целей.
И вот однажды в одну светлую голову пришла мысль сделать заменитель сахара из… сахара. Были произведены некоторые манипуляции с молекулой сахара, и получился продукт со вкусом сахара, но в 600 раз слаще сахара, а главное, обладающий нулевой калорийностью. Сукралоза!!! Запомните это название. Многочисленные и многолетние клинические исследования подтвердили безопасность сукралозы, и даже Всемирная организация здравоохранения рекомендовала к повсеместному использованию для замены сахара.
Итак, выход найден. Однако и здесь не обошлось без нескольких «но». Сукралоза хороша по вкусу, но ее совершенно невозможно дозировать. Вот представьте себе, один кристаллик сукралозы в одну сотую грамма по сладости равен одной ложке сахара. Но как же этот кристаллик подцепить чайной ложечкой, чтоб точно угадать со сладостью чая или десерта. Это же не чаепитие будет, а цирковое представление.
И еще одно «но». Сукралоза, конечно, безопасна, но и не полезна, то есть она просто сверхсладкая субстанция, не играющая никакой полезной роли в биохимических процессах человека. А ведь хотелось бы, чтоб сладкое стало полезным.